«Гостиница для бизнеса»: как в России и в мире осваивают новый формат офисной работы


 

    Нас ждет глобальная трансформация рабочего процесса.
В ближайшие 10 лет станет необязательным присутствие в офисе, а сотрудники смогут сами определять свое расписание. Разбираемся, как работодатели готовятся к масштабным изменениям и как реагирует на новый тренд рынок офисной недвижимости.

  С тех пор как в западных странах установился 8-часовой рабочий день, почти 100 лет никаких существенных изменений в офисной рутине не происходило. Пока не вмешался технический прогресс. Работники сначала сменили кабинеты на опенспейсы, а с появлением интернета и вовсе начали покидать офисы. Глобальный опрос International Workplace Group с участием 18 тысяч сотрудников из 96 компаний со всего мира показал, что 70% наемных работников как минимум один день в неделю проводят вне офиса. Тенденция актуальна и для России: 50% компаний предлагают сотрудникам гибкий график работы, а 81% кандидатов на это согласны. Причем 67% соискателей не против работать удаленно. У таких специалистов есть выбор: остаться дома, работать в кафе, найти ближайший коворкинг. 64% россиян, по данным Regus — международного оператора гибких офисных решений, выбирают остаться дома, в то время как у азиатов, например, популярнее вариант поработать в кафе. Тем не менее ни дома, ни в кафе, ни даже в библиотеке не созданы оптимальные условия для работы.

Изображение

И вот на рынке офисной недвижимости сформировалась абсолютно новая концепция работы — гибкий офис. Этот формат подразумевает, что работодатель уже внедрил гибкий график и сотрудники вправе самостоятельно бронировать рабочие дни и часы, ориентируясь на командный результат и собственный комфорт.

Кто может рассчитывать на гибкий график

  Еще одно исследование провела компания Regus (она как раз представляет гибкие офисы) с фокусом на Россию: 860 респондентов из Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга участвовали в опросе. Он показал, что в режиме гибкого графика сегодня трудятся лишь 20% работников. В среднем их рабочий день начинается около полудня и заканчивается после 8 вечера. Были определены и виды занятости таких работников: IT, туризм, сфера услуг, ИП, event-менеджеры, юристы, ретейлеры, рекрутеры, служащие иностранных компаний. Любопытно, что по ночам среди таких специалистов трудится меньше 5%.

20% | сотрудников сегодня работают в режиме гибкого графика

Чтобы получить должность с гибким графиком, абсолютное большинство работников даже готово пойти на сокращение зарплаты. Подтверждает эти данные и новое исследование Regus с участием молодых родителей: 85% трудоустроенных родителей предпочтут отказаться от других бонусов работодателя, чтобы их рабочий график стал гибким. Внушительные цифры объясняются просто: работающим родителям легче поддерживать баланс между семьей и работой, а у других сотрудников с переходом на гибкий график растет так называемый индекс счастья, отвечающий за мотивацию, лояльность и удовлетворенность работой. Особенно это важно представителям поколения Z, которые называют гибкий график приоритетным требованием к работодателю. Согласно исследованию Rabota.ru, такой же запрос исходит и от работников старше 45 лет.

Тенденция очевидна: к гибкому графику стремится большинство работников. К 2020 году, по прогнозу Regus, 50% экономически активного населения мира будет работать именно в таком режиме. Опрос крупнейших работодателей UpWork также показывает, что офисы вскоре превратятся в точки притяжения, где сотрудники будут собираться по необходимости, а не в регламентированные часы.

Изображение

Где будут работать сотрудники с гибким графиком

  Отказ от обязательных часов работы ставит под вопрос спрос на постоянные офисные площади. По словам экс-директора отдела управления строительством CBRE Михаила Каплуна, в московских офисах каждый день занято не более 70% рабочих мест. С учетом того, что каждое место имеет высокую стоимость эксплуатации, с переходом к гибкому офису эти издержки сокращаются.

70% | рабочих мест занято ежедневно в московских офисах 

Гибкость офиса предусматривает определенное количество рабочих мест, к которым не привязаны конкретные сотрудники: часть из них можно бронировать заранее, часть — занимать в любое время. Гибкие офисы позволяют быстро менять планировку и расположение мебели, выбирать любой формат пространства от кабинетов до бизнес-гостиных. Жизнедеятельность офиса — безопасность, прием корреспонденции, услуги консьержа, клининг — лежит не на плечах арендатора, а осуществляется оператором гибкого офиса. По этой причине гибкие офисы называют гостиницами для бизнеса.

Изображение

Крупные компании стремятся сами перепроектировать офисы под новую реальность. Таковы примеры PwC, H&P, Google в России и по всему миру. Менее масштабные бизнесы выбирают гибкие офисные решения известных международных поставщиков, например Regus. В Москве Regus покрывает 40% рынка гибких офисов. За 20 лет присутствия в России этот бренд выбрали компании разных масштабов: от глобальных корпораций и крупнейших отечественных холдингов до небольших стартапов и индивидуальных предпринимателей. Для последних цена за обслуживание гибкого офиса оказывалась гораздо ниже трат на классическую аренду. К тому же, согласно исследованиям Regus, 38% российских предпринимателей пытаются избежать долгосрочных арендных обязательств по стандартной схеме (сроком от 11 месяцев и со штрафом за досрочное прекращение договора). Единственной альтернативой, кроме коворкингов, стали именно гибкие офисы.

Коворкинги и гибкие офисные решения на московском рынке офисной недвижимости пока что имеют долю менее 1%, но скорость и повсеместность изменений говорят о том, что именно они следуют глобальному тренду в организации труда. В бизнес-столицах США и Западной Европы рынок гибких офисов стабильно растет на 13% в год.

Гибкие офисы принесут мировой экономике триллионы долларов. Как?

  Эксперты Regus рассчитали, что к 2030 году в самых развитых экономиках мира до 13% сотрудников будут работать в гибких офисах. Этот формат позволит сократить затраты работодателей на аренду, снизить расходы на эксплуатацию помещений, увеличить продуктивность работников и прибыль компании, а в сумме все это придаст новый импульс мировой экономике.

В другом исследовании на примере США рассчитано, сколько конкретно экономят работающие из дома или по гибкому графику: от $150 до $550 в год на одном только бензине. А ещё затраты на питание сокращаются двукратно. Посчитана и экономия времени на дорогу до работы: к 2030 году она составит 3,53 млн часов ежегодно.

80% | сотрудников считают приоритетным гибкий график работы

Спрос на гибкий график показывает ошеломительный рост: в 2012 году такой формат называли приоритетным лишь 11% работников, сегодня их число превышает 80%. Под эти требования подстраиваются и работодатели, отмечающие рост прибыли после перевода сотрудников на удобный для них график. Новым реалиям стремится соответствовать и рынок коммерческой недвижимости, предлагающий вместо долгосрочной аренды гибкие офисные решения. И чем больше работников переходят на гибкий режим, тем быстрее меняется глобальное отношение к офису: это больше не каторга, а сервис, который может и должен быть удобным и комфортным.

Поделиться статьей:

1200x800pxshutterstock_530311765.jpg

4 причины, почему спрос на гибкие офисы будет расти

image-23-03-20-07-38-2.jpeg

Гибкий не значит временный: почему большие компании переезжают в гибкие офисы

Regus_RegusTurinFerrucci_CoWorking1WithPeople_2.jpg

Гибкие офисы: 5 тенденций, о которых нужно знать арендодателям

Regus_Teleporto_Rio_De_Janeiro_Brazil_1Lobby_1.jpg

Бизнес-центр как мангровый лес: что такое экологически устойчивое рабочее пространство

regus_head_3.jpg

На все готовое: почему за гибкими офисными решениями будущее

Ldn Br 0002.jpg

Proptech: цифровая революция на рынке недвижимости

regus-head_picture.png

Офис в путешествии: почему кафе с интернетом уже недостаточно

regus.PNG

«Гибкий офис»: почему в России растет спрос на «временную прописку» для бизнеса

regus_pic.png

Удобная удаленка: почему работа вне офиса выгодна не только сотрудникам

Коммерческий проект Группы компаний Регус
Отдел рекламы и спецпроектов: Виктория Чернышкина, Алеся Агаподченко, Наташа Галишина, Юлия Чижикова. АО «Бизнес Ньюс Медиа», 2019