Гибкий не значит временный: почему большие компании переезжают в гибкие офисы
Разбираемся, как преимущества гибкого офиса раскрываются при долгосрочной аренде.
Отсутствие долгосрочных обязательств перед арендодателем долго воспринималось бизнесом как основное преимущество гибких офисов. Их выбирали в качестве временного решения: на старте бизнеса или в периоды скачкообразного роста, когда трудно предсказать потребности компании в площади. Сегодня ситуация изменилась: всё больше крупных, уже состоявшихся и стабильных компаний приходят в такие офисы, чтобы остаться в них надолго. Посмотрим, как преимущества гибких офисов работают во времени и почему именно долгосрочная аренда позволяет использовать эти преимущества полнее.
Минимизация рисков
Экономика развивается циклично: бурный рост сменяется рецессией, а через пару лет снова приходится набирать персонал. Переживать перемены в гибких офисах легче: например, клиенты Regus, крупнейшего международного оператора гибких офисов, могут просто отказаться от части площади, равно как и «докупить» недостающие рабочие места.
Если, дождавшись первого роста, молодой бизнес спешит переехать в постоянный офис, он пользуется не гибкостью, а возможностью быстро съехать. Компания будет меняться еще много раз, и возможности быстро адаптироваться у нее не будет.
В гибком офисе даже сильно разросшийся бизнес сохраняет возможность адаптировать рабочую площадь с точностью до одного рабочего места. Выгода от гибкости, таким образом, накапливается со временем.
Похожим образом гибкие офисы помогают бизнесу тестировать новые рынки. У любой компании на этом пути случаются провалы. Достаточно вспомнить неудачную экспансию eBay в Китай: онлайн-аукцион не выдержал конкуренции с местными игроками и был вынужден уйти. Аналогичный опыт можно найти в истории Coca-Cola, Walmart, Nokia и других лидеров. Аренда гибкого рабочего пространства в другой стране позволяет компаниям минимизировать риски — быстро и без лишних расходов продлевать или прекращать контракты. А значит, в конечном счете расширятся смелее и эффективнее.
Специальная среда для специальных команд
Некоторым категориям специалистов просто удобнее в гибких офисах. В Regus отмечают новую тенденцию: крупные корпорации без необходимости перевозить всю компанию переводят в гибкие офисы отдельные подразделения, чтобы улучшить их продуктивность, лояльность или привлекать больше талантов в офис, соответствующий их ожиданиям.
Следуя стратегии цифровой трансформации, Сбербанк организовал собственное гибкое пространство «Сбербанк 21 века», чтобы привлекать диджитал-специалистов. Банк «Открытие» переселил в гибкий офис сотрудников, которые занимаются цифровым бизнесом (в том числе разработчиков). Компания МТС сняла для сотрудников большой современный коворкинг. Новая локация подчеркивает технологичность компании. Сотрудники отмечают, что «в организации рабочих зон отражены основные правила современной продуктовой разработки: гибкость, скорость, взаимодействие, простота и лаконичность».
Европейский мобильный оператор Orange перевез программистов в гибкий офис. Компания называет его «corpoworking» — коворкинг для корпорации. Ава Виргитти, руководитель отдела по работе с персоналом компании Orange, рассказывает, что разработчиков посадили в окружение молодых, гибких и агрессивных стартапов, чтобы проверить, как это скажется на их эффективности. Эксперимент удался: команды в коворкинге работают лучше и быстрее, чем офисные коллеги. При этом сотрудники сами больше удовлетворены условиями.
Инфраструктура, которая сама себя поддерживает
Чем крупнее бизнес, тем сложнее поддерживать его офис в порядке. Это отнимает ресурсы у бизнеса. В гибких офисах инфраструктура — это забота оператора. Так, Regus предлагает клиентам не просто площадь, но готовые офисы с мебелью, высокоскоростным интернетом и коммунальными услугами.
На круглом столе Moscow Coworking Meetup Александр Колодезный, руководитель коворкинга «Делу место», отметил,что коворкинги решают львиную долю организационных вопросов, чтобы люди могли работать эффективнее: «Я хочу, чтобы люди понимали, что приходят работать, а не сидеть в месте под названием «работа». Меня раздражает ситуация, когда появляется стартап классный, он выживает и растет, и лидер у них крутой, а потом появляются первые деньги и ребята снимают офис. И этот самый лидер с горящими глазами превращается в завхоза, а сотрудники отсиживают рабочее время».
Экологическая ответственность
По данным исследовательской компании Nielsen, 81% компаний считают необходимым развивать программы корпоративной социальной ответственности, особенно в экологическом направлении. Совместное пользование офисом можно сравнить с каршерингом: вместо того, чтобы выкупать «на вырост» и держать полупустыми большие площади в центральных районах города с плотной застройкой, передовые компании предпочитают делиться неиспользуемым пространством с другими.
Включенность в повестку
Работа бок о бок с молодыми и бодрыми стартапами в коворкингах позволяет крупному бизнесу держать руку на пульсе, находить экспертизу и новых клиентов. Чем дольше компания работает в гибком офисе, тем больше разных интересных соседей встречает.
Так, в США одно из подразделений KPMG работает в коворкинге именно ради близости к технологическим стартапам. Коворкинг позволяют менеджеру общаться с самыми разными людьми и чувствовать себя «не банкиром, а предпринимателем», отмечает Майкл Галлахер, старший менеджер по маркетингу Silicon Valley Bank.
Штаб-квартира HanaHaus SAP в Калифорнии — большой коворкинг, куда приходят предприниматели. Среди посетителей — Марк Цукерберг. Инженеры SAP в Кремниевой долине работают бок о бок с другими стартапами и своими клиентами.
Гибкие офисы позволяют компании расти, не теряя гибкости, а значит, и эффективности. Это свойство необходимо бизнесу на всех этапах развития не временно, а постоянно. Поэтому сегодня гибкие офисы быстро становятся нормой, в том числе для крупных компаний.
4 причины, почему спрос на гибкие офисы будет расти
Гибкие офисы: 5 тенденций, о которых нужно знать арендодателям
Бизнес-центр как мангровый лес: что такое экологически устойчивое рабочее пространство
На все готовое: почему за гибкими офисными решениями будущее
Proptech: цифровая революция на рынке недвижимости
Офис в путешествии: почему кафе с интернетом уже недостаточно
«Гибкий офис»: почему в России растет спрос на «временную прописку» для бизнеса
«Гостиница для бизнеса»: как в России и в мире осваивают новый формат офисной работы
Удобная удаленка: почему работа вне офиса выгодна не только сотрудникам
Коммерческий проект Группы компаний Регус
Отдел рекламы и спецпроектов: Виктория Чернышкина, Алеся Агаподченко,
Наташа Галишина, Юлия Чижикова. АО «Бизнес Ньюс Медиа», 2019