«Гибкий офис»: почему в России растет спрос на «временную прописку» для бизнеса


К началу 2019 года в Москве сдавалось в аренду 127 тыс. кв.м. коммерческой недвижимости, оборудованной под «гибкий офис». По данным консалтинговой компании JLL, в ближайшие три года количество предложений на этом рынке будет расти на 30-40% в год.                

«Гибкий офис» — это способ организации рабочего пространства, объединяющий преимущества коворкинга, сервисного центра и классического офиса. Обычно это дизайнерское пространство в бизнес-центре А-класса со всей мебелью, оргтехникой и обслуживанием под ключ (в него входит, например, IT-поддержка и клининг). Главная особенность — в таком офисе одновременно работают несколько компаний, и каждая может гибко увеличить или сократить количество занятых рабочих мест, как правило, не закрепленных за конкретными сотрудниками. А срок аренды бывает предельно коротким, от 1 месяца.

Лидер рынка в столице на конец первого квартала 2019 года — Regus. Компания управляет 12 офисами (общая площадь — 34 тыс. кв.м.) в Москве, а кроме того — в Екатеринбурге, Санкт-Петербурге и Челябинске. Как отмечает Марк Диксон, CEO корпорации IWG (Regus — ее «дочка»), постепенный переход на «гибкие офисы» — общемировая тенденция: в последние 5 лет рынок коммерческой недвижимости, обычно медленно меняющийся, растет именно за счет них.

В России бум начался год назад. В 2018 году рынок «гибких офисов», по данным все той же JLL, вырос на 84%. Такие помещения арендуют и небольшие компании, и крупные, например: «Яндекс», Сбербанк, Huawei и «Ростелеком». Среди причин роста популярности гибких офисов в России есть и экономические, и социологические.

Причина №1: условия аренды коммерческой недвижимости не соответствуют экономической ситуации

В России минимальный срок, на который обычно сдаются офисные площади — от 11 месяцев. За досрочное прекращение договора — штраф. При этом, по данным исследования Regus, в России 38% предпринимателей избегают или пытаются избежать долгосрочной аренды. В немалой степени это объясняется постоянно меняющимися условиями экономической среды в России, к которым предприниматели вынуждены все время приспосабливаться. Аренда «гибкого офиса» отлично помогает им в этом. В случае неожиданных изменений в жизни бизнеса — спасает от лишних расходов. Небольшим компаниям система «гибкий офис» позволяет занимать помещения, которая были бы недоступны для них на условиях стандартной аренды.

11 | месяцев - средний срок на который обычно сдаются офисные площади

При этом, если в бизнесе все идет хорошо, «гибкие офисы» дают возможность масштабировать офис без переезда в новое помещение. Генеральный директор бюро недвижимости Pleada Денис Леушин рассказывает: «За 2018 год мы выросли в 8 раз, что не стало проблемой. В Regus было достаточно добавить нужное количество рабочих мест и площадей. Переезд — это стресс, мы его избежали».

Причина №2: бизнес сокращает издержки

По подсчетам аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza, в 2018 году в России закрылось 600 тыс. компаний. Основные причины — рост нагрузки на российский бизнес, общее снижение покупательской способности населения, дорогие кредиты. В таких обстоятельствах для успешного функционирования бизнеса жизненно необходимо найти новые способы оптимизации затрат. Аренда «гибкого офиса» им в этом помогает.

Опрос IWG показал, что у 79% резидентов «гибких офисов» в мире ключевые бизнес-показатели выросли именно после смены формата офиса. Ключевую роль в этом сыграло как раз снижение затрат на содержание собственного помещения. Евгений Игнатьев из Perfetti Van Melle, резидент Regus в Екатеринбурге, отмечает, что после знакомства с «гибким офисом» его компании не было больше смысла продолжать поиски офиса: «Соотношение цена-качество у Regus было для нас оптимальным».

Причина №3: борьба за квалифицированных сотрудников 

Недостаток квалифицированных кадров — еще одна хроническая беда российского бизнеса. В 2018 году, как отмечают аналитики Hays, более 80% опрошенных ими компаний жаловались на нехватку квалифицированных сотрудников и редких специалистов. Между тем, в России, как и во всем остальном мире на рынке труда закрепилось и играет решающую роль поколение Y (люди, родившиеся в 1981-1999 годах). По данным Deloitte, 44% представителей этого поколения при выборе работы считают приоритетными гибкий график и возможность работать удаленно. В борьбе за кадры работодатели вынуждены идти навстречу этим требованиям. А «гибкий офис», в котором столы закреплены за несколькими сотрудниками с разным графиком, помогает компаниям организовать такую работу с минимальными для себя потерями.

44% | представителей поколения Y считают приоритетными гибкий график и удаленную работу

Кроме гибкого графика поколению Y надо обеспечить максимально комфортную среду в офисе — даже если они бывают в нем не каждый день. При этом помещения в «гибком офисе» обычно проектируют с учетом последних требований к организации рабочих пространств и эргономики. Алексей Замятин из представительства Whirlpool Россия в г. Екатеринбурге так описывает поиски офиса в Екатеринбурге:  «Мы обратились к нашим сотрудникам и узнали, что им важно. Наш коллектив сошелся во мнении, что офис должен быть в светлых тонах, с современной мебелью и большими окнами, способными пропускать много солнечного света, войдя в который ты сразу понимаешь, что находишься в офисе современной и динамичной компании». «Гибкий офис» Regus в Екатеринбурге как раз отлично подошел под это описание.

Причина №4: «гибкие офисы» создают качественную бизнес-среду

В обычном приватном офисе между собой могут общаться лишь работники разных отделов и их посетители. «Гибкий офис» за счет большого количества резидентов формирует бизнес-комьюнити внутри себя. Это создает креативную, плодотворную атмосферу. Можно обмениваться идеями, искать партнеров. Важность окружения в бизнес-сфере подчеркивает Денис Леушин из Pleada: «В Regus Санкт-Петербург мы находимся на одном этаже с международными фирмами, что дает возможность делиться опытом и знаниями, находиться в одном информационном поле. Единая социальная прослойка в бизнес-сфере всегда очень полезна для развития».

***

Формат «гибкого офиса» отвечает потребностям современного российского бизнеса. Он помогает амортизировать экономические риски не снижая качества рабочей среды. Именно эти тренды в долгосрочной перспективе будут способствовать росту популярности «гибких офисов» в России.

Узнать подробнее о формате «гибкого офиса» вы можете тут

Поделиться статьей:

1200x800pxshutterstock_530311765.jpg

4 причины, почему спрос на гибкие офисы будет расти

image-23-03-20-07-38-2.jpeg

Гибкий не значит временный: почему большие компании переезжают в гибкие офисы

Regus_RegusTurinFerrucci_CoWorking1WithPeople_2.jpg

Гибкие офисы: 5 тенденций, о которых нужно знать арендодателям

Regus_Teleporto_Rio_De_Janeiro_Brazil_1Lobby_1.jpg

Бизнес-центр как мангровый лес: что такое экологически устойчивое рабочее пространство

regus_head_3.jpg

На все готовое: почему за гибкими офисными решениями будущее

Ldn Br 0002.jpg

Proptech: цифровая революция на рынке недвижимости

regus-head_picture.png

Офис в путешествии: почему кафе с интернетом уже недостаточно

main.png

«Гостиница для бизнеса»: как в России и в мире осваивают новый формат офисной работы

regus_pic.png

Удобная удаленка: почему работа вне офиса выгодна не только сотрудникам

Коммерческий проект Группы компаний Регус
Отдел рекламы и спецпроектов: Виктория Чернышкина, Алеся Агаподченко, Наташа Галишина, Юлия Чижикова. АО «Бизнес Ньюс Медиа», 2019